«Море внутри»: право на выбор

«Море внутри»: право на выбор

Чилийский режиссер Алехандро Аменабар снял картину «Море внутри», вдохновившись книгой «Письма из ада» испанца Рамона Сампедро, которого сыграл актер Хавьер Бардем. Картина вышла в 2004 году, а в 2005 получила «Оскар», «Золотой Глобус», две награды Европейской киноакадемии, три – Венецианского кинофестиваля и великое множество наград премии «Гойя». И все это не без оснований, ведь картина поднимает по-настоящему сложный философский вопрос о нашей системе моральных ценностей.

В юные годы Рамон Сампедро пошел служить на флот, чтобы иметь возможность увидеть мир. Он родился и вырос в небольшом городке, недалеко от побережья, поэтому море было ему не просто понятно, оно было для него самим смыслом жизни. Но в двадцатипятилетнем возрасте после неудачного прыжка со скалы этот свободолюбивый, сильный и здоровый человек повредил себе позвоночник, лишившись, таким образом, возможности двигаться. Врачи пророчили ему скорую смерть, но прошли годы, и он продолжал жить.

Море-внутри-new-01

Долгие тридцать лет Рамон мечтал умереть, но так как он не был способен сам совершить этот поступок, то искал возможность сделать это с посторонней помощью. Для этого нужно было убедить суд, чтобы тот дал разрешение на эвтаназию. Борьба за право умереть продолжалась несколько лет. В качестве аргументов главный герой приводил то, что его жизнь не свободна, он раб своего положения, и это умаляет его человеческое достоинство.  Обращаясь к судьям, он сказал: «Моё сознание оказалось заперто не в моём изуродованном, атрофированном и бесчувственном теле, а в уродстве, атрофии и бесчувственности вашей совести».

Услышав о чьем-то желании умереть, мы мгновенно противимся этому и стараемся переубедить человека, доказав, насколько прекрасна и многогранна жизнь. Но во всех ли случаях это правильно и справедливо? Мир медленно, но неуклонно движется к тому, чтобы мы умели уважать и принимать людей с разными точками зрения, привычками и ценностями. Но разве право на эвтаназию не является одной из граней уважения человеческого достоинства?

Море-внутри-new-02

Удивительно то, что Рамон на самом деле не был абсолютно несвободен и не был совершенно несчастен. Несмотря на то, что он был прикован к постели, он мог, держа ручку в зубах, писать и проектировать. Например, он сделал схему для своего кресла, в котором его привозили в суд. У Рамона вышло две книги: уже упомянутые «Письма из ада» и сборник стихов «Когда я уйду». У него было много друзей и любящая семья — все эти годы за ним ухаживала жена его брата. Рамон к тому же был образованным, улыбчивым, добрым человеком, любившим жизнь и море. Может быть, его желание умереть – не что иное, как слишком сильная тяга к жизни? Ведь потеряв возможность быть свободным, он решил предпочесть смерть унылому существованию.

Возможно, наша совесть еще не готова к тому, чтобы понять важность эвтаназии и научиться отличать случаи, когда она действительно необходима. Фильм «Море внутри» оставляет после просмотра сильные и противоречивые чувства. Он раскрывает тему эвтаназии с совершенно другой стороны, предоставляя нам возможность выслушать разные мнения и понять что-то для себя.

Автор: Алина Бйорг