Рецензия на фильм «Патерсон»: поэзия повседневности

Рецензия на фильм «Патерсон»: поэзия повседневности

Мировая премьера фильма «Патерсон» состоялась 16 мая 2016 года на Каннском фестивале, где фильм взял Премию пальмовой собаки. Режиссер и сценарист картины Джим Джармуш является одним из ярких представителей американского независимого кино. Главные роли исполнили Адам Драйвер и Голшифте Фарахани. Российская премьера состоялась 16 февраля 2017 года.

Патерсон живет со своей женой и английским бульдогом. Он работает водителем автобуса, а в свободные минуты пишет стихи почти без рифмы. Его распорядок дня предельно прост: утром, после завтрака, Патерсон водит автобус по родному городу, после работы сидит у водопада и пишет стихи, а вечером выгуливает Марвина и пьет пиво в одном и том же баре. Жена Патерсона Лора — очень творческий и увлекающийся человек. Она постоянно рисует, печет капкейки и учится играть на гитаре. Эти два человека любят друг друга какой-то совершенно книжной, в хорошем смысле слова, любовью. Лора уже давно безуспешно уговаривает Патерсона поделиться стихами с миром.

Патерсон

Чтобы продолжить дальнейший рассказ о фильме, стоит сказать несколько слов о режиссере. Джармуш родился в 1953 году и рос в городе Кайахога-Фолс, штат Огайо, изучал английскую литературу в Колумбийском университете и некоторое время жил во Франции, где влюбился во французское кино. После этого он поступил в школу кино. Он учился и был ассистентом у режиссера Николаса Рэя. Первый же фильм Джармуша «Отпуск без конца» был хорошо принят критиками.

Помимо кино Джармуш с молодости играет в музыкальных группах. Свою музыку он иногда использует в фильмах, которые снимает. Это произошло и с «Патерсоном», где можно услышать характерное отстраненное звучание «Sqürl». Джармуш хорошо знаком со многими музыкантами, например, с Игги Попом или Томом Уэйтсом, которые временами появляются в его фильмах.

Патерсон

«Патерсон» — это поэтизирование обыденности, которое присутствует во всех фильмах Джармуша, но здесь проявляется почти буквально. И хотя работы режиссера заметно меняются от одной к другой, самое главное в них остается неизменным. Сведение действий и динамики в картинах к минимуму раскрывает всю прелесть незначительного. Так, Патерсона вдохновляет коробок спичек, о котором он пишет стихотворение. Он размышляет о коробке и о том, что одна из спичек коснется сигареты любимой женщины. Этим стихотворением можно описать весь фильм: простое и незначительное оказывается в контакте с важным и любимым, отчего само пропитывается ценностью. Такие мелочи, как разговоры людей в автобусе или случайные встречи, несут в себе не меньше поэзии, чем очевидная красота — нужно только разглядеть это.

Фильм полон беззлобной иронии к героям, юмора и забавных совпадений. Здесь все кажется вещим или судьбоносным благодаря узору из взаимосвязанных происшествий. «Патерсон» заметно уступает по атмосферности «Выживут только любовники», но это не мешает ему быть картиной, в которую приятно погружаться. Фильм раскрывает перед зрителем новые горизонты восприятия мира и влюбляет в него. «Патерсон» понравится ценителям творчества Джима Джармуша, а также будет интересен тем, кто устал от привычных сюжетов.

Автор: Алина Бйорг