«Сиделка»: второе дыхание

«Сиделка»: второе дыхание

С 26 октября по 6 ноября 2016 года в 19 городах России можно было открыть для себя новые кинокартины в рамках  XVII фестиваля «Новое британское кино». Ранее мы писали о таких фильмах как «Я, Дэниел Блэйк» и «Али и Нино», а сегодня расскажем еще об одном фильме фестиваля, мировая премьера которого состоялась 3 января 2016 года. Главную роль в комедии «Сиделка» сыграл Брайан Кокс («Троя», «Храброе сердце», «Идентификация Борна», «РЭД»). Он приехал в Москву на фестиваль в качестве гостя и поделился своим актерским опытом на встрече в Московской школе кино.

Фильм рассказывает нам об истории взаимоотношений пожилого актера Майкла Гиффорда (Брайан Кокс) и его новой сиделки Дороттеи, в роли которой дебютировала венгерская актриса Коко Кёнинг. Это далеко не первый фильм, где сюжет закручивается вокруг человека с ограниченными возможностями. Однако венгерский режиссер Янос Эделены очень изящно обыграл традиционный сюжет, щедро наделив героев умением иронизировать в любой ситуации. Режиссер исключил любовную линию и позволил нам сосредоточиться на философских размышлениях о жизни. И при этом на протяжении всей картины настроение зрителя поддерживается на грани еле сдерживаемого хохота.

Сэр Майкл Гиффорд страдает болезнью Паркинсона и по мнению его близких нуждается в присмотре. Он всегда был эксцентричной личностью, а в старости стал просто невыносим: он пререкается с дочерью Софи, срывается на домоуправительницу Милли и игнорирует требования врача.  Главный герой отрицает чью-либо помощь и ведет себя так, что ни одна сиделка не задерживается надолго. Родные уже смирились и потеряли всякую надежду, но вдруг появляется человек, который переворачивает их мир с ног на голову.

Первая встреча Дороттеи и Майкла лишний раз подтвердила всю скверность его характера. Дороттея была для него очередной надоедливой особой, совершенно недостойной его внимания. Вскоре настойчивость и неугасаемый энтузиазм иммигрантки вынудили его присмотреться к ней более внимательно. Майкл все так же продолжает резко подшучивать над ней, но мы замечаем, что пожилой актер проникается доверием к юной девушке, мечтающей стать актрисой.

sidelka_01-new

Общаясь между собой, Майкл и Дороттея цитируют трагедии Шекспира: Гамлета и Короля Лира. Жизнь главных героев неотделима от тех ролей, которые они играли. Они оба были согласны с тем, что «чтобы стать настоящим актером, нужно не играть, а быть». Их отношения заслуживают отдельного внимания с точки зрения взаимоотношений между поколениями. Дороттея видела в Гиффорде не просто немощного старика: она воспринимала его как личность, видела в нем совокупность всех тех ролей и образов, которые он прожил на сцене за всю свою жизнь. Дороттея напоминала пожилому актеру его самого в молодости и тем самым разжигала в нем страсть к жизни. Дороттея и Майкл нашли друг в друге родственную душу и стали близкими друзьями.

Фильм, несмотря на то, что это комедия, затрагивает вопрос отношения людей к смерти, о которой все чаще и чаще задумываются люди в старости. Одни привыкают и смиренно ждут своего часа, а другие продолжают бороться. Но точно так же делают выбор и те, кто еще молод, но находится рядом с пожилыми людьми. Стоит ли оберегать стариков от малейших трудностей или лучше воспринимать их как равных себе и дать от души насладиться остатками своей жизни? Как говорит в фильме Майкл Гиффорд: «Трус умирает тысячу раз, а герой лишь однажды».

Чем старше становится человек, тем реже он подпускает к себе чужих или даже близких людей. Пожилые люди зачастую стараются жить в тени, потому что начинают ощущать собственную беспомощность. Люди, за спиной которых осталась целая жизнь, полная ценного опыта и знаний, не хотят мириться со старостью, потому что боятся выглядеть слабыми. Фильм «Сиделка» о том, что не стоит акцентировать свое внимание на возрасте, ведь любой из этапов жизни может быть полон волшебных и удивительных мгновений.

Благодаря просмотру этой жизнеутверждающей картины в очередной раз осознаешь, что главное — это не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся. Фильм оставляет после себя очень приятное и тонкое послевкусие, позволяя зрителю обдумать все увиденное наедине с самим собой.

Автор: Алёна Раевская